На фоне принятых Россией санкций относительно импортной сельхозпродукции в странах Балтии развернулась дискуссия о том, как запрет скажется на экономике этих республик.

О том, как санкции отразятся на социально-экономической ситуации в Эстонии, портал RuBaltic.Ru поинтересовался у депутата Рийгикогу Михаила Стальнухина.

- Михаил Анатольевич, как вы оцениваете возможные последствия от российских санкций для экономики вашей страны?

- Учитывая, что Эстония в основном экспортировала в Россию продукты питания: мясо, молочные продукты — какие-то проблемы возникнут, конечно, что-то переориентируется… По разным подсчетам, урон эстонских производителей составит около 6%. Хотя, скорее всего, и того меньше — примерно 3-4%.

- Почему, на ваш взгляд, основной удар российских санкций пришелся по странам Балтии и Скандинавии?

- Я готов согласиться, что Норвегия, да, пострадает очень сильно, у них годовые поставки составляют 1 млрд. 200 млн. евро. Однако все страны Балтии по поставкам даже суммарно вряд ли дотягивают хотя бы до половины этой суммы. Гораздо больше пострадают такие страны, как Польша, например, у них поставок почти на миллиард евро. У меня недавно была возможность смотреть испанские новости несколько дней. Там очень сильно переживают по поводу санкций. У них возникли огромные проблемы в сельском хозяйстве с фруктами-овощами. Поэтому я не согласен, что это было направлено специально против Скандинавии или балтийских стран. Это просто санкции на санкции, а кто там пострадает, в таких случаях обычно и не смотрят.

- Возможно ли начало кризиса в Эстонии в результате закрытия российского рынка?

- Один мой знакомый всю жизнь занимается фермерским хозяйством, причем в промышленных масштабах. Мне приходилось с ним общаться и в 1998 г., когда были введены двусторонние пограничные пошлины, и во время кризиса, и во время улучшения.

По опыту могу сказать: конечно, производителям придется сократить производство, уменьшить поголовье свиней; безусловно, кто-то недополучит прибыли.

Возможно, сейчас — из-за того, что поставки были запланированы и производство в один момент не остановить, — будут убытки. Но на фоне того, насколько сократился российский транзит через Эстонию еще до санкций, я не думаю, что принятие санкций окажет какое-то огромное влияние на экономику Эстонии.

- Какие меры необходимо предпринять сейчас, чтобы минимизировать ущерб от санкций?

- С учетом того, что Россия — сосед Европейского союза, учитывая, что это очень важный поставщик нефти, и учитывая, что это страна, обладающая огромными природными ресурсами, может, стоит задуматься и перестать разговаривать с Россией с позиции силы?

- Смогут ли, на Ваш взгляд, эстонские бизнесмены вернуть свои позиции на российском рынке после отмены санкций?

- Я думаю, вряд ли. Такой рынок сложно получить, поэтому сегодня многими зарубежными производителями сельхозпродуктов это воспринимается как подарок. То есть им подарили российский рынок, по разным оценкам, в объеме 9 — 12 млрд. евро. И они, естественно, сделают все от них зависящее, чтобы потом никому этого не отдать. Так что вернуть назад потерянное вряд ли удастся.

rus.DELFI.ee

Обсуждение закрыто

Вход на сайт