ИСТОРИЯ

 

Княжна Тараканова. К. Флавицкий. 1864 год

1775 год. 15 декабря (4 декабря ст.ст.) от чахотки скончалась «княжна Тараканова» - авантюристка, утверждавшая, что она является наследницей престола Елизаветой II. Она была арестована по приказу опасавшейся ее Екатерины II и заточена в Петропавловскую крепость.

«Тараканова Августа Тимофеевна (княжна, ок. 1744 — 1810 гг.). — Под этим именем известны в нашей истории две княжны: одна действительная, другая самозванка. Первая, рожденная от морганатического брака императрицы Елизаветы Петровны с А. Г. Разумовским, по имени Августа (Тимофеевна), родилась около 1744 г. Место рождения ее неизвестно; неизвестно также, когда она была отправлена за границу, где получила воспитание и откуда силою в 1785 г. была привезена по повелению императрицы Екатерины II в московский Ивановский монастырь, который по указу 1761 г. предназначался "для призрения вдов и сирот знатных и заслуженных людей".
Постриженная под именем Досифеи, она прожила здесь до самой смерти (1810) в полнейшем уединении (даже богослужение церковное совершалось исключительно для нее одной), занимаясь благотворительностью, чтением душеполезных книг и рукоделием. Последние годы провела в безмолвии и считалась "праведной". Росту была среднего, худощава и редкой красоты. Только после смерти Екатерины ее стали посещать митрополит Платон и некоторые знатные лица. На похоронах ее, при большом стечении народа, присутствовали родственники Разумовских и очень многие вельможи. Похоронена в Новоспасском монастыре, в усыпальнице бояр Романовых. Сохранился ее портрет.

Тараканова самозванка, "всклепавшая на себя имя", была не более как кокетка и искательница приключений. Происхождение ее загадочно; многие современные ей писатели называли ее дочерью пражского трактирщика или нюрнбергского булочника, но это вряд ли достоверно ввиду ее хорошего воспитания, такта, знания языков и др. Сама она говорила о своем происхождении весьма различно. Отличаясь редкой красотой и умом, она имела ряд поклонников, которых доводила до разорения и тюрьмы. Преследуемая кредиторами, она перекочевывала из Киля в Берлин, из Берлина в Гент, оттуда в Лондон, затем в Париж и т. д., именуясь то девицей Франк, то Шель, то госпожей Тремуйль. Поселившись в 1772 г. в Париже, Тараканова из Али-Эмете, или Алины, превратилась в принцессу Владимирскую и стала распространять рассказ о том, что она происходит от богатого русского рода князей Владимирских, воспитывалась у дяди в Персии, по достижении совершеннолетия приехала в Европу с целью отыскания наследства, находившегося в России. Новые ее поклонники помогли ей весело прожить около двух лет. В это время она называлась султаншей, Элеонорой, принцессой Азовской и, наконец, принцессой Елизаветой Владимирской. В начале 1774 г. под влиянием поляков, окружавших князя Радзивилла, приверженца Барской конфедерации, Тараканова объявила себя дочерью императрицы Елизаветы Петровны, сестрою Пугачева и претенденткой на русский престол. Для достижения своей цели она решилась отправиться в Венецию, а оттуда в Константинополь, но бурею была выброшена около Рагузы, где и прожила до конца 1774 г., рассылая "манифестики" и письма к султану, Орлову-Чесменскому, графу Панину. В письмах она говорила о своем происхождении от Елизаветы Петровны, представляя даже вымышленное духовное завещание императрицы, о житье при матери до девятилетнего возраста, затем у шаха персидского, о намерении при помощи Пугачева занять престол и проч. Ни обращения к султану, ни затем переговоры с кардиналами не имели никакого успеха. Между тем Орлов получил от императрицы Екатерины II повеление "схватить бродяжку", что он и исполнил, притворившись ее сторонником и предложив ей свою руку. Арестованная по его приказанию адмиралом Грейгом в Ливорно, она в мае 1775 г. была доставлена в Петропавловскую крепость, подвергнута продолжительному допросу фельдмаршалом князем Голицыным, во время которого давала различные показания, и умерла от чахотки 4 декабря 1775 г., скрыв тайну своего рождения даже от священника. Обрядов при ее погребении не было совершено никаких. Предание о гибели Таракановой во время наводнения в С.-Петербурге в 1777 г., послужившее сюжетом для наделавшей (в 1865 г.) много шуму картины Флавицкого, не подтверждается исследованиями».

Цитируется по: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Спб: Издательское общество Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон. 1890-1907 гг.

История в лицах


Князь А.М. Голицын, из письма Екатерине II:

Всклепавшая на себя известное Вашему Величеству неподходящее имя и природу, сего 4 декабря 1775 года умерла нераскаянной грешницей, ни в чем не созналась и не выдала никого

Цитируется по: Данилевский Г.П. Княжна Тараканова // Сочинения. Том 5. Спб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1892. с.185

Мир в это время


В 1775 году в американском городе Массачусетс начинается создание конституционной армии сторонниками борьбы за независимость от Великобритании.
«В феврале 1775 г. в Массачусетсе была создана комиссия по выработ- ке правил конституционной армии. Обсуждением этого вопроса занимался созванный взамен распущенной колониальной ассамблеи конгресс пред- ставителей Массачусетса, проходивший в острых дебатах между пред- ставителями умеренного крыла и сторонниками более радикальных дей- ствий.

Между тем разрыв с Англией и вооруженное столкновение с каж- дым днем становились все более неотвратимыми. Пока конгресс Массачу- сетса спорил, создавать ли армию, отряды добровольцев уже начали военные приготовления, устраивая склады вооружения и проводя обуче- ние милицейских частей. Комитеты безопасности эту деятельность под- держивали и поощряли, а такие лидеры патриотов, как С. Адамc и Дж. Хэнкок, выступили в роли вдохновителей и практических руководи- телей начавшихся по инициативе снизу военных приготовлений. Ге- нерал Гейдж был об этом осведомлен и, рассчитывая пресечь деятельность патриотов, отдал приказ подразделениям британских войск разоружить дислоцированные близ Бостона добровольческие отряды в Конкорде и Лексингтоне, арестовав С. Адамса и Дж. Хэнкока.

Британское командование стремилось сохранить в строгой тайне воен- ные приготовления. Однако представители Комитета безопасности бди- тельно следили за передвижением английских войск. Поэтому, когда 18 апреля британские войска численностью в 700—800 солдат собрались на центральной площади Бостона, чтобы двинуться на Конкорд, эта операция, как справедливо отметил американский исследователь Р. Грос, уже «была обречена на провал». Еще накануне Комитет безопасности отдал приказ срочно разобрать склады с вооружением. Ночью на подводах хранившиеся в Конкорде припасы были переправлены в соседние селе- ния.

Британские войска отправились в Конкорд под покровом ночи. В це- лях соблюдения секретности многим командирам подразделений сообщи- ли о целях операции лишь перед самым ее началом. Однако в тот мо- мент; когда английские отряды выступили из Бостона, с башни Северной церкви специально поставленный туда Комитетом безопасности дежур- ный подал условный сигнал, и гонец патриотов Пол Ривир отправился в свой легендарный рейд, чтобы сообщить о готовящемся нападении. С той же целью один из лидеров бостонских патриотов, Джозеф Уоррен, отправил в Конкорд доверенное лицо, Уильяма Доуза. Одновременно несколько жителей предместий Бостона пустились в путь, заподозрив неладное в показавшейся им странной активности английских патрулей. Когда Ривир, а затем Доуз и другие гонцы прибыли в распо- ложенный по дороге к Конкорду Лексингтон, там ударили в набат и подняли по боевой тревоге местную милицию. В Лексингтоне англий- ские войска открыли огонь по американским силам. Восемь человек были убиты и 9 ранены. Вооруженная стычка произошла и в Конкорде, где американцы сумели обратить в бегство английских солдат.

Непосредственной реакцией на события в Лексингтоне и Конкорде была мобилизация новых милицейских отрядов, общая численность ко- торых превысила 1100 человек. Небольшие группы повстанцев укры- вались за домами и заборами, в лощинах и оврагах. Они обстреливали англичан на всем протяжении обратного пути от Конкорда до Лексинг- тона. В этом сражении американцы использовали заимствованную ими у индейцев тактику рассыпного строя, противопоставив малоподвижным британским порядкам неожиданный и стремительный натиск малыми группами и в одиночку, атакуя противника в самых неожиданных местах. События в Конкорде и Лексингтоне были вооруженным восстанием против британского господства, началом американской войны за неза- висимость. Теперь уже ни у кого не было сомнений в том, что амери- канцы готовы воевать. «Фермеры Массачусетса,—отмечал М. Джен- сен,— в отличие от ссорившихся политиков хотели начать войну. 19 апреля 1775 г. они показали, что могут воевать». Теперь колебаний в вопросе о необходимости создания армии уже не было. Руководители патриотического движения, даже из числа представителей умеренных кругов, ясно отдавали себе отчет в том, что, если они не хотят утра- тить своих позиций в руководстве, им надлежит примкнуть к сторон- никам военной партии.

Еще до принятия законодательной меры, конституировавшей соз- дание американских вооруженных сил, сформировалась революционная армия, солдаты которой с гордостью именовали себя «парнями свободы». Бостон, откуда посланы были британские войска для расправы с амери- канскими патриотическими силами, был окружен и подвергнут осаде со стороны вновь созданных партизанских отрядов Новой Англии, которые расположились вокруг города 15-тысячным «лагерем свободы».
Цитируется по: История США в 4 томах. Том 1 (1607-1877). М.: Наука, 1983. с.123-124

 

Обсуждение закрыто

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт