ИСТОРИЯ

1713 год. 29 сентября (18 сентября ст.ст.) русским войскам сдался гарнизон города Штетин

«4 (15) июля 1713 года русско-саксонские войска численностью 17 тысяч человек осадили остров Рюген. В июле 24-тысячная русская армия под командованием Меншикова блокировала Штеттин. Крепость защищал 5-тысячный гарнизон и 4 тысячи вооруженных горожан. 17 (28) сентября, после прибытия обещанной Августом II артиллерии (70 пушек, 2 гаубицы, 30 мортир) началась бомбардировка Штеттина. В городе возникли сильные пожары. На следующий день гарнизон Штеттина капитулировал. Русские потеряли при осаде Штеттина 184 человека убитыми и 365 человек ранеными.

Штеттин был передан в секвестр Пруссии. Тем самым она становилась на сторону Северного союза. Позже, в июне 1714 года, между Россией и Пруссией был подписан договор, по которому Штеттин навсегда оставался во владении Пруссии, а Россия получала в свое владение Ингрию, Карелию с городами Выборгом и Нарвой, Эстляндию с Ревелем.

С падением Штеттина военные действия в Померании тоже закончились. Петр приказал Меншикову с 26-тысячной русской армией идти через Польшу к русским границам, "не чиня отнюдь никаких обид и отягощений обывателям польским, а довольствовались бы токмо одним провиантом определенным". В Померании остался 6-тысячный русский отряд».

Цитируется по: Широкорад А.Б. Северные войны России. — М.: ACT; Мн.: Харвест, 2001. с.297-298

История в лицах


Петр I, письмо А.Д. Меньшикову:

Чтоб, когда бог даст Штетин, отдать за секвестрацию прусскому, о том мое рассуждение, что то добро, ежели не будет противно королю польскому, ибо оному то обещано, а прусскому отдадим без всякой с их стороны к нам склонности; буде же королю польскому сие не будет противно, то для нас изрядно, а по-моему, лучше бы отдать не в секвестрацию, но вовсе, а за то б обязался (прусский король) в Польшу шведов не пускать, также, буде возможно, хотя б четыре полка дал своих королю польскому, ежели турки на весну что начнут. Что же голштинцы к сему зело склонны, то для того, чтоб скорее оной город от пруссаков могли назад получить, неже от нас. Что же пишете, что голштинцы каковы были противны нам, таковы ныне склонны - дай боже, чтоб была правда, а я чаю, все для того, чтоб тем выжить датчан от себя, ибо еще ничего нам делом не показали, как шведам помогли Тонингом. Для бога осторожно с такими поступай; лучше держаться апостола, который к таким пишет: покажи мне веру свою от дел своих; а словам верить нечего, ибо хотя иные и хотят своего князя королем шведским (сделать) - то правда, да еще старый жив. Поступки датчан неладны, да что ж делать? а раздражать их не надобно для шведов, а наипаче на море; ежели б мы имели довольство на море, то б иное дело, а когда не имеем, нужда оным флатировать, хотя что и противное видев, чтоб не отогнать. Что же пишете о трудном своем деле, тому я верю, а что пишете, как вам поступать с голштинцами, на то ответствую, что и оных озлоблять не надлежит, но приводить к тому, чтоб они, когда ищут с нашей стороны себе приятельства ко вспоможению короны шведской князю их (т. е. чтоб герцог их, как племянник бездетного Карла XII, получил шведскую корону), то можно им обещать, только б они что-нибудь наперед делом показали, а пока дела в наш интерес не сделают, ничего им не надлежит открываться и верить, но содержать в ласке внешней, а не внутренней, прочее воистину не могу за очи резону дать, но полагаюсь в том на вас, ведая доброе сердце ваше

Цитируется по: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Том 17, глава 1. М.: Мысль, 1991

Мир в это время


В 1713 году был опубликован трактат швейцарского математика Якоба Бернулли «Искусство предположений»

Титульный лист первого издания «Искусства предположений» Я.Бернулли

«После смерти Якова был опубликован в 1713 году его замечательный трактат по теории вероятностей. Он содержит много того, что все еще является чрезвычайно полезным в теории вероятностей и ее применениях в страховании, статистике и математическом изучении наследственности. Другое исследование Якова показывает, как далеко он продвинулся в разработке дифференциального и интегрального исчисления. Продолжая работы Лейбница, он провел чрезвычайно подробное исследование цепной линии – кривой, по которой провисает тяжелая однородная цепь, подвешенная в двух своих точках. Это не было праздным любопытством. Теперь математическое решение Якова стало применяться к подвесным мостам и высоковольтным линиям электропередачи. Когда Яков Бернулли отыскивал его, задача была новой и трудной; теперь она является упражнением по анализу или механике на первом году их изучения».

Цитируется по: История математики. В 3 томах. Том 2. Под ред. А.П.Юшкевича. М.: Наука, 1972. с.113

Обсуждение закрыто

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт