Федор Шехтель — известный мастер русского модерна. Он построил множество зданий, которые стали символом архитектурной эпохи конца XIX — начала ХХ века. Ему принадлежит две сотни проектов в Москве и разных уголках России. Отправляемся на прогулку по зданиям Шехтеля вместе с порталом «Культура.РФ».

Усадьба фон Дервизов

Усадьба фон Дервизов. Фотография: Елена Макарова / фотобанк «Лори»


В Кирицах Рязанской области Федор Шехтель построил похожую на сказочный замок усадьбу для барона фон Дервиза. Главный дом был увенчан башенками со шпилями и украшен скульптурами. От него к террасе спускались две изящные лестницы.

В парке создали тенистые гроты и арочные мостики, расчистили пруды и украсили территорию скульптурами кентавров. Однако владелец усадьбы недолго наслаждался архитектурным творением Шехтеля: через несколько лет он разорился и продал Кирицы. После революции в здании усадьбы находилось сельскохозяйственное училище. Позже здесь разместился санаторий для больных туберкулезом детей, он находится там до сих пор.

Усадьба Локалова

Усадьба Локалова. Фотография: Павел Москаленко / фотобанк «Лори»


Второй известной работой Шехтеля в провинциальной России стала усадьба фабриканта Александра Локалова — одного из богатейших людей страны в конце XIX века. Его дом архитектор возвел всего за два года. Он был стилизован под русский терем со шпилем и украшен изразцами, витражами и кокошниками.

Во дворе дома Шехтель создал зимний сад в форме карстовой пещеры. Потолок из сталактитовых сосулек и ласточкины гнезда на стенах делали его похожим на сказочный грот. В советское время в усадьбе размещался местный музей, затем здание передали детскому дому.

Особняк Зинаиды Морозовой

Дом приемов МИД на Спиридоновке,17. Фотография: stargal / фотобанк «Лори»


Этот дом Федор Шехтель возвел в Москве для жены богатого промышленника и мецената Саввы Морозова. Внешне особняк напоминал средневековый замок, только в эклектичном стиле с элементами неоготики. Его фасады украшали каменные маски, химеры и зубцы.

Дом Морозовой 1898 года постройки оснастили техническими новинками тех лет, здесь даже была собственная электростанция. Интерьеры были решены в разных стилях — ренессанс, рококо, готика, ампир. Над ними Шехтель работал вместе с Михаилом Врубелем.

Позже особняк купил Михаил Рябушинский. В советское время здесь находился приют для детей Бухарской республики, а потом дом передали Наркомату иностранных дел. Сегодня в особняке Зинаиды Морозовой располагается дом приемов российского МИДа.

Типография Левенсона

Здание бывшей типографии А.А. Левенсона. Фотография: Татьяна Белова / фотобанк «Лори»


В 1900 году Федор Шехтель построил первую в России типографию в модном стиле модерн — для «Товарищества скоропечатни А.А. Левенсона». Она состояла из двух зданий — издательства и производственного корпуса. Издательский корпус был построен в духе готического замка с двумя башенками, украшенными орнаментами с изображением чертополоха. А производственный выглядел максимально просто — четырехэтажное здание с огромными окнами и без каких-либо декоративных деталей, Зато возвели его с применением новейшей технологии металлокаркаса.

В типографии выпустила свои первые сборники «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь» Марина Цветаева. Скоропечатня работала до 1917 года. После революции типографию национализировали, а в годы войны — закрыли. Сегодня в здании находится офисный центр.

МХТ имени Чехова

МХТ имени Чехова. Фотография: Алексей Гусев /фотобанк «Лори»


Перестройкой МХТ имени Чехова занимался Савва Морозов. Для семьи мецената Федор Шехтель построил не одно здание — и особняк Зинаиды Морозовой, и дом во Введенском переулке, и усадьбу в Одинцове. Реконструировать МХТ Савва Морозов также пригласил Шехтеля. Архитектор создал проект и не взял за свою работу ни рубля.

Фасад театра Шехтель оформил в стиле модерн. Здание украсили декоративные кубические фонарики, керамическая плитка по сторонам от входа и скульптура Анны Голубкиной «Море житейское». Также Шехтель придумал фирменный занавес МХТ имени Чехова — оливковые кулисы с изображением чайки, летящей на фоне волн.

«Он создал в театре атмосферу серьезности, почтительного и благоговейного отношения к искусству, невольно подчиняющую себе зрителя. Все, от конфигурации и размеров помещений, цветовой гаммы до мебели, светильников и шрифта надписей, подчинено единой цели: созданию особого мира, интеллектуально и эмоционально насыщенного».

Евгения Кириченко, историк архитектуры, исследователь творчества Федора Шехтеля


Особняк Рябушинского

Дом-музей А.М. Горького. Фотография: Елена Макарова / фотобанк «Лори»


Один из ярчайших памятников всей эпохи московского модерна — бывший особняк Степана Рябушинского, сегодня в нем находится дом-музей Максима Горького. Здание с элементами английской готики и мавританского стиля было построено в 1903 году. Его окна — разных форм и расположены на разных уровнях. Благодаря этому приему Шехтель добился эффекта многоэтажного здания, хотя в доме всего два этажа.

В оформлении особняка архитектор использовал растительные мотивы — фасад украшает мозаичный фриз с изображением ирисов. Эта же тематика присутствует и в интерьере дома, над которым Шехтель работал совместно с Михаилом Врубелем. Также в интерьерах здания художники использовали морские образы: белая мраморная лестница была оформлена в виде волны, дверные ручки — в форме морских коньков, а люстра напоминала медузу. Дом таил в себе секреты: например, здесь была старообрядческая церковь — в нее вел тайный ход, известный только хозяевам.

Ярославский вокзал

Ярославский вокзал. Фотография: Юлия Батурина / фотобанк «Лори»


Федор Шехтель оформил фасад Ярославского вокзала в псевдорусском стиле с элементами модерна. Отсюда поезда уходили на Север, и Шехтель построил здание в духе вологодской архитектуры. Также его вдохновляли Московский Кремль — башенка вокзала похожа на одну из кремлевских, — и ворота ярославского Спасского монастыря: их напоминает вход в вестибюль. Ажурные металлические коньки на кровле были выполнены в традициях Русского Севера. Стены украшали керамические панно с изображением моржей, белых медведей и чаек — их создали на керамическом заводе Саввы Мамонтова. Помимо Шехтеля, над обликом Ярославского вокзала работали Лев Кекушев — он спроектировал восточное крыло и перроны, — и художники Константин Коровин и Михаил Врубель, которые оформляли интерьеры.

Автор: Лидия Утёмова


Обсуждение закрыто

Вход на сайт