В прошлую пятницу Министерство культуры заменило двух членов совета театра: работавшего бесплатно реформиста Андрея Коробейника и советника Минкульта по вопросам театра Тыну Ленсмента, получавшего там 121 евро. На их места были назначены работающий в Silberauto Аллан Калдоя и вице-канцлер по вопросам изящных искусств Министерства культуры Рагнар Сийл.


Вопрос о передаче дел

В понедельник во второй половине дня и.о. директора Русского театра Светлана Янчек встречалась с Ленсментом для обсуждения вопроса о том, как долго она могла бы оставаться в должности, чтобы передать дела. «Вопрос обсуждался без персоналий», — отметила Янчек. При этом, по ее словам, Ленсмент не подтвердил свою кандидатуру, как уже назначенную на освобождающийся пост. Однако, по уставу, директор не входит в совет, а Ленсмента как раз из него и вывели. В понедельник был определен срок, к которому Янчек передаст дела утвержденному новым советом  директору — это произойдет до 1 августа. И по имеющейся у Янчек информации, совет театра собирается в следующий вторник.

«Последний директор театра, которого избрали посредством конкурса, — Ирина Осиновская. С тех пор все остальные директора назначались и снимались Министерством культуры. По закону должен объявляться конкурс», — добавила Янчек.  Перестановки в театре для нее не стали неожиданностью. «Я живу с этим два месяца», — сказала она.

Член совета театра Евгений Голиков подтвердил, что совет, по его сведениям, соберется 10 июля, однако насчет повестки дня он пока не в курсе. «Вообще совет назначает директора, а директор уже берет на работу художественного руководителя», — отметил он. Голиков также добавил, что по существующим правилам на должность директора должен быть объявлен конкурс, однако фактически последние директора театра были назначены министерством, а не выбраны в ходе конкурсного отбора.

Пресс-секретарь Министерства культуры Аве Тоотс-Эрельт, однако, говорит, что Русский театр — это целевое учреждение, а не государственное развлекательное учреждение, и его высшим органом управления является совет. «В обязанность совета входит назначение директора или члена правления, это решает не Министерство культуры. И уставе театра это все и прописано», — отметила она.

Есть предположение

Ротацию управленческого состава Русского театра предположительно связывают с кандидатурой на пост нового худ­рука, Марата Гацалова, вернее размером его возможной зарплаты.

Главный режиссер Прокопьевского драмтеатра, 34-летний Марат Гацалов, удостоенный нескольких театральных премий в России, в том числе и «Золотой Маски» за спектакли в документальных театрах, на культурном пространстве Эстонии засветился работой, которую он поставил с творческим объединением R.A.A.A.M в Вийнисту. Это спектакль по пьесе Анны Яблонской «Пустошь».

«Кто предложил и кто лоббирует Марата Гацалова, мне неизвестно. У меня были свои предложения по вхождению Гацалова на эту должность — через постановку в Русском театре. У меня были и другие кандидатуры на эту должность, но они серьезно не рассматривались», — пояснила Янчек.

Размер зарплаты худрука в Русском театре Светлана Янчек не называет. «Зарплата считается конфиденциальной информацией во всех театрах. Поэтому комментировать конкретные цифры мы не можем. Скажу только, что я боролась за то, чтобы министерство поддержало Русский театр дополнительными финансовыми вливаниями на содержание предложенного ими дорогого худрука Гацалова. Как только мне это пообещали, я согласилась подписать договор. Но тут Гацалов заявил, что со мной не сработается», — сказала она, добавив, что дальнейший сюжет уже всем известен.

Рагнар Сийль сказал порталу rus.err.ee, что большое желание Министерства культуры и большинства членов совета театра состоит в том, чтобы художественное руководство Русским театром взял на себя Марат Гацалов. Но худрука берет на работу не министерство, а директор театра.

Он добавил: «Если Янчек и новый художественный руководитель смогут сработаться, если сообща смогут создать необходимую творческую атмосферу в театре, то Министерство культуры не видит причин для того, чтобы расставаться с ней. Если же нет, то придется что-то решать».

Ранее, подводя итоги последнего сезона в Русском театре, Янчек отметила, что число зрителей в минувшем сезоне выросло на 6 тысяч по сравнению с годом ранее, и сезон стал одним из самых успешных в последние годы.